Этикет в храме

1. Смирение

В прежние времена цари обычно путешествовали в паланкинах. Один из регулирующих принципов – нельзя въезжать в храм на паланкине или на машине, или входить в него в обуви. Идея в том, что человек должен отбросить своё «царское» умонастроение, т.е. образ мыслей господина и хозяина, независимо от своих заслуг, квалификации и социального положения. Среди преданных, и особенно в храме, единственным самоотождествлением человека должно быть «Я СЛУГА СЛУГИ».

2. Поклоны

а) Войдя в храм, следует сначала поклониться собравшимся вайшнавам, произнеся молитву Шри Вайшнава пранама:

ванчха-калпатарубхйаш ча крпа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа, которые исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желания, которое может исполнить любое желание».

б) Затем следует принести поклоны (для мужчин – полные дандаваты) Шриле Прабхупаде, повернувшись так, чтобы он был слева от нас, и произнося его пранама-мантру:

нама ом вишну-падайа кршна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

«В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа».

«О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты».

в) Затем следует подойти к Божествам и поклониться Им точно так же (встав к Ним левым боком), но произнося уже пранама-мантру гуру.

г) Не следует кланяться на одну руку. Обе руки должны поддерживать тело во время поклона, и обе руки должны быть вытянуты.

д) Нельзя беззвучно входить в храм, так как, когда мы входим к кому-то, мы должны сначала постучаться, а потом поприветствовать хозяев. Молча человек может прийти только к себе домой (т.е. если мы молча входим в храм, значит, мы считаем, что он принадлежит нам, а не Господу).

3. Медитация на Божеств

а) Поклонившись Божествам, следует принять их даршан с великой преданностью и молить Их о милости.

б) Однако не следует сразу смотреть прямо в лицо Божествам. В «Шримад Бхагаватам» (2.2.13) описано, как нужно правильно принимать даршан Господа:

«Медитацию следует начинать с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взгляд на Его икры, затем на Его бёдра и т.д., таким образом поднимая свой взгляд всё выше и выше. Чем больше наш ум сосредотачивается на различных частях тела Господа (рассматривая их одну за другой), тем больше очищается наш разум».

в) В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств.

Даршан следует начинать с левого края алтаря, постепенно, от Божества к Божеству, продвигаясь к правому. В «Радха-Гопинатха-Мандире» это означало бы, что сначала мы принимаем даршан гуру-парампары, затем подходим к Господу Нитьянянде и т.д., и завершаем даршан у Шри Гопал Натхаджи.

4. Как правильно сидеть

Существует несколько предписаний относительно позы, в которой человек может сидеть в храме:

а) Не следует показывать свои стопы Божествам или вытягивать их по направлению к духовному учителю, Туласи-деви и т.д.

б) Насколько это возможно, следует стараться не сидеть спиной к Божествам или к вьясасане. (Однако иногда планировка храма может ограничивать нас в следовании этому принципу).

в) Не следует вытягивать ноги перед Божествами. Стопы всегда должны быть закрыты. Это оскорбительно, так как наши стопы считаются очень грязным местом, поэтому их нельзя вытягивать в сторону кого-либо, тем более, Божеств.

г) Не следует сидеть перед Божествами, обхватив лодыжки, локти или колени.

д) Не следует спать, сидя перед Божествами.

5. Разговоры

а) Перед Божествами нельзя:

б) Перед Божествами можно разговаривать с гостями и преданными, если это помогает развитию их сознания Кришны или помогает в проповеди, но все мирские разговоры должны происходить вне храма.

6. Почитание прасада

а) Преданным следует пить чаранамриту (воду от купания Божеств, которая затем была ароматизирована).

б) Преданные должны пробовать маха-прасад Господа. Но НЕЛЬЗЯ принимать прасад перед Божествами.

7. Внешний вид

7.1. Одежда

а) Одежда преданного должна быть:

б) Приходя в храм (в частности, на утренние и воскресные программы), преданные должны быть одеты:

Другой одежды следует избегать, за исключением вынужденных обстоятельств, или там, где это требуется для проповеди.

в) Как мужчинам, так и женщинам рекомендуется носить простую и целомудренную одежду и избегать одежды модной и роскошной. Тем не менее, одежда должна быть опрятной и аккуратной. Следует избегать вещей, без которых вполне можно обойтись, таких как духи и различные виды косметики. Простота в одежде очень важна для вайшнавов, находятся ли они в храме, или вне его.

г) Преданные должны носить свежую одежду, особенно на утренних (и вообще всех) храмовых программах. Не следует приходить в той одежде, которую вы носили вчера.

д) Господь Чайтанья говорил, что преданный – это тот, при виде кого люди вспоминают о Кришне. Поэтому преданные должны всегда тщательно следить за следующими элементами внешнего вида, которые являются отличительными признаками вайшнава:

7.2. Тилака

После принятия омовения всегда следует украшать своё тело тилакой в 12 местах. Подробнее о ТИЛАКЕ.

Тот, кто не повторяет святое имя и не следует регулирующим принципам, НЕ должен носить тилаку, в особенности за пределами храма.

7.3. Причёска

Мужчины: Брахмачари и санньяси должны брить свои головы раз в неделю, осавляя шикху. Грихастхи могут делать то же самое, но, если это помешает служению, то они могут носить короткую и аккуратную стрижку, и, если возможно, небольшую шикху.

Женщины: Для женщин предпочтительнее оставлять традиционно длинные волосы, собранные сзади в пучок, и избегать современных причёсок. (см. "Какой должна быть прическа вайшнава")

7.4. Кантхи-мала

Все инициированные преданные должны носить кантхи-малу, по крайней мере два или три ряда. Кантхи-мала должна быть обёрнута вокруг основания шеи и должна быть отчётливо видна.

Преданные, которые ещё не получили инициацию, но следуют всем регулирующим принципам в течение какого-то времени, и готовятся принять дикшу, также могут носить кантхи-малу.

Преданные, которые не соблюдают основных принципов, в частности, не повторяют святое имя и не следуют четырем регулирующим принципам, не должны носить кантхи-малу. Строго говоря, однажды надев кантхи-малу, человек уже не должен брать в рот даже лук или чеснок. Всё это должно учитываться, когда мы даём советы новым преданным.

7.5. Усы и борода

Инициированные преданные или преданные, готовящиеся получить инициацию, не должны носить усы или бороду. (Можно отметить, что в некоторых вайшнавских матхах мужчины бреют своё лицо и голову раз в 2 недели или в день полнолуния, а в период чатурмасьи – вообще не бреются. Но наш стандарт – бриться регулярно, за редким исключением паломничеств или по каким-либо другим уважительным причинам).

7.6. Прочее

Преданным не следует носить дорогую и броскую бижутерию, дорогие часы и т.д. Украшения женщин должны быть умеренными, а мужчинам предпочтительнее совсем отказаться от драгоценных украшений, таких как золотые цепочки, браслеты и т.п.

Насколько это возможно, преданные должны избегать использования любых предметов из кожи, зная, что это продукт убийства животных. Преданным следует воздерживаться от ношения кожаной обуви, а также кожаных сумок, бумажников и т.д., если без этого можно обойтись.